История Дербента Примеры работ Прайс лист Контактная информация

Дербент — древнейший город Российской Федерации. Первые поселения возникли здесь в эпоху ранней бронзы — в конце IV тыс. до н.э., т.е. пять тысяч лет назад. Первое упоминание «Каспийских ворот» — наиболее древнего названия Дербента — относится к IV в. до н.э., его приводит известный древнегреческий автор Гекатей Милетский (IV в. до н.э.). Город расположен на западном берегу Каспийского моря, недалеко от устья реки Самур, там, где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трехкилометровую полоску равнины, замыкая ее, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход. Роль Дербента и Дербентского прохода была велика, он был расположен в одном из самых стратегически важном и топографически удобном месте знаменитого Прикаспийского пути, связывающего Восточную Европу и Переднюю Азию. Важное значение этого прохода было причиной захватнических устремлений скифов, сарматов, алланов, гуннов, хазар и др. Он пережил бурные исторические события, штурмы и разрешения, периоды упадка и расцвета. Здесь пролегал один из важнейших участков Великого Шелкового пути и Дербент выступал «перекрестком цивилизации», связывавшим Восток и Запад, Север и Юг. Приемниками Рима и Парфии в борьбе за Кавказ в раннем средневековье стали Византия и сасанидский Иран. В V-VI вв. иранские «цари царей» развернули на Восточном Кавказе грандиозное фортификационное строительство, призванное защитить Переднюю Азию от новой войны кочевников — тюркских племен гуннов и хазар. Монументальным свидетелем этой эпохи и выдающимся памятником оборонительной архитектуры, стоящим в одном ряду с такими шедеврами мировой фортификации, как Великая Китайская стена, Римский Лимес на Рейне, спустя 1500 лет Дербенский оборонительный комплекс, поражает своей грандиозностью, величием и мощью. Дербентские оборонительные сооружения включали цитадель, две длинные городские стены, которые полностью перекрывали проход и уходили в море, образуя порт.

В начале VIII в., с завоеванием Дербента арабами, город превращается в главный опорный пункт Халифата на Кавказе, в важнейший военный, политический и идеологический центр; здесь проводятся значительные строительные работы. Дербент становится крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами (гончарство, стеклоделие, металлообработки, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла и др. сельским хозяйством (земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д.). Средневековый Дербент — это крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга. Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы — об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии, Джурджана, Табаристана (Табасарана), Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т.д.

В X в., с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого Эмирата. В начале Х в. (869 г.) к власти приходит местная династия Хашемидов. В 1071 г. город захватили турки-сельджуки. В ХII в. Дербент, завоеванный монголами, приходит в экономический упадок. XVI-XVII вв. — Дербент — арена ожесточенных войн между Турцией и государством Сефинидов. Дербент входит в состав Персии. В начале XVIII в., когда нависла угроза Иранского и Турецкого завоевания прикаспийских областей, Петр I предпринял известный персидский (прикаспийский) поход (1722-1723 гг.). В планах Петра Великого особое место занимал Дербент. 23 августа 1722 г. Петр I с большой армией прибыл в Дербент. Население Дербента во главе с местным наибом и мусульманским духовенством торжественно встречали русского императора. Петр I обратил особое внимание на его исторические памятники. Известные ученые и специалисты, находившиеся в его свите: Кантемиров, Гербер, Соймонов и др. дали первое описание исторических памятников, положили начало изучению Дербента.

Приняты меры по охране благоустройства города, приказано построить «гавань по чертежу», открыты продовольственные склады, лазареты, фактории русских купцов, Петр I предоставил Дербентцам право свободной торговли в пределах России. Способствовал развитию здесь виноградарства, виноделия, шелководства. В 1735 г. по Гянджинскому договору Дербент вновь отошел в Ирану. С 1743 — центр Дербентского ханства, резиденция Надыр-шаха. В 1796 занят русскими войсками, в 1813 по Гюлистанскому мирному договору окончательно присоединен к России, с 1846 — губернский город. С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъем, связанный, в частности, с развитием мареноводства (выращиванием марены —растения, из которого получали дешевый краситель). Кроме возделывания и переработки марены и мака занятиями жителей Дербента в XIX в. были садоводство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт —Баку.

Дербент старейший культурный центр Дагестана, горнило его духовной и материальной культуры, откуда распространились искусство, художественное ремесло, письменность, ценности ислама и других, мировых религий. Сочетание уникальных памятников истории, архитектуры и археологии с великолепием природных ландшафтов и благоприятным климатом сообщают всему региону значение крупного центра отечественного и международного туризма.

Нарын-Кала

Фортификации Дербента сложены из крупных блоков местного ракушечника. Два ряда каменных плит образуют наружную облицовку стены, пространство между которыми заполнено забутовкой на известковом растворе. Наружные облицовочные блоки очень хорошо подогнаны друг к другу и сложены без раствора. Это придает им не только нарядность и монументальность, но и воздействует на психику созерцателя своей незыблемостью и неприступностью. Для прочного соединения облицовочных блоков с телом стены в кладке чередуются плиты, уложенные ложком (широкой стеной наружу) и тычком (наружу узкой стороной — торцом), внутренняя плоскость которых оставлена необработанной, в то время как наружная поверхность хорошо отесана. Размер блоков достаточно стандартен и в среднем составляет до 1 метра в длину, 0,7-0,8 м в ширину и 0,25-0,3 м толщиной и никак не соответствует несколько преувеличенным сообщениям некоторых арабских авторов.

Так, по сообщению Якуби, «...построена она (т.е. стена) из четырехугольных тесанных камней. Один из этих камней не поднимут 50 человек. Эти камни поставлены один на другой и пришиты друг к другу железными болтами». О креплении камней стен с помощью свинца, железных скоб и железных болтов сообщают и другие арабские авторы, среди которых и такие авторитетные, как аль-Истахри, Масуди, аль-Гарнати, Ибн аль-Факих, Абдул-Аббас Тузский и другие. Вероятно, здесь речь идет о распространенном в те времена строительстве фортификаций без вяжущих растворов, о которых подробно сообщает ас-Саби. В камне делалось два углубления, в которые вставлялись металлические стержни и заливались свинцом. Такой каменный блок устанавливался на другой, в котором выдолбленные углубления также заливали расплавленным свинцом. Скрепленные таким образом каменные блоки представляли собой прочную конструкцию. Толщина стен фортификаций колеблется от 2,3 до 3,8 м, хотя отдельные авторы сообщают о значительной толщине городских стен. У Якуби, например, читаем: «...Ширина стены... такова, что по ней проедет 20 всадников (в ряд), не теснясь». Адам Олеарий, рассказывая о дербентских стенах, писал, что «...на них можно было ездить на телеге». Некоторые арабские авторы сообщают о стенах шириной в 300 локтей. Однако эту цифру следует, по мнению академика В.В. Бартольда, скорее отнести к промежутку между двумя городскими стенами, чем к их ширине.

Сохранившаяся высота стен достигает 10-12 метров, а местами — 15-18 метров. Фортификации много раз перестраивались и реставрировались. Специалисты различают до десяти резко отличающихся типов их кладки, относящихся к различным периодам и связанных с различными строительными школами. Сохранившаяся древнейшая кладка представляет собой огромные нестандартные притесанные друг к другу на месте блоки. Кладка поздних периодов отличается более строгой геометричностью блоков, стандартностью высоты рядов, горизонтальностью швов, размерами и обработкой блоков. Появляются архитектурные детали, резные вставки и т. д. В более поздней кладке замечаются и многочисленные попытки имитировать древнейшую кладку.

Достопримечательности

Наиболее интересен, поистине уникален и не похож ни на одну известную из сохранившихся систем городских укреплений, безусловно, сам крепостной комплекс Дербента. Главная часть системы укреплений — цитадель Нарын-кала (один из вариантов перевода этого названия на русский язык — «Солнечная крепость»), построенная на высоком отроге Джалганского хребта в VI веке. Мощные трехметровой толщины стены, ограничивающие территорию площадью 4,5 гектара, сложены из двух рядов хорошо обработанных каменных блоков с заполнением из рваного камня и известкового раствора. Такую же конструкцию имеют и параллельные стены города, северная более ранней постройки, и южная, возведенная позже. Обе стены имеют многочисленные башни. Когда-то эти стены уходили далеко в море, препятствуя обходу города по мелководью и создавая удобную и хорошо защищенную гавань.

Интереснейший памятник, выразительное свидетельство древности города, расположен в северо-западной части цитадели Нарын-кала. Это подземное сооружение, крестообразное в плане и перекрытое крестовыми сводами, долгое время считалось вырубленным в скале водохранилищем. Однако внимательное археологическое изучение позволило исследователям установить, что перед ними — крестово-купольный христианский храм, построенный на земле в V в., а затем погребенный мощными тысячелетними культурными напластованиями. По свидетельству историков, Дербент до середины VI в. был христианским центром Кавказа.

В южной и северной городских стенах имеется несколько ворот, из которых самыми интересными и наиболее архитектурно отработанными являются ворота южной стены — Орта-калы (Средние ворота). На протяжении многих столетий стены, башни и ворота неоднократно ремонтировались. Архитектурные детали в обработке верха стен и башен и проемов ворот отражают разные периоды развития архитектуры и строительного искусства.

Важное место среди достопримечательностей города занимают сооружения для хранения и использования воды, которая для любого города-крепости имела едва ли не первоочередное значение. Вода, поступавшая из родников на склоне горы Джалган, по многочисленным обнаруженным при раскопках каменным и керамическим водоводам направлялась в несколько подземных водохранилищ, в том числе и в приспособленный для этой цели старый христианский храм. В Дербенте сохранились также несколько старинных фонтанов, из которых жители берут воду и по сей день, в частности — Хаибулах (Ханский источник), Дгиарчи-булах (Источник вестника) и другие.

Интересны и сохранившиеся в городе старинные бани. Одна из них — в центральной возвышенной части цитадели. Это подземное сооружение сводчато-купольной конструкции XVII века, с несколькими помещениями для холодного и горячего отделений и раздевания, с резервуарами для холодной и горячей воды.

С высоты цитадели открывается прекрасный вид на город. Среди плоских крыш, как будто прорезанных трещинами кривых улочек, возвышаются купола мечетей, которых в городе довольно много. Они напоминают о временах арабского владычества. Самая большая, красивая и древняя из мечетей — Джума (VIII в).

Из цитадели также хорошо видны обширные древние дербентские кладбища с многочисленными каменными стелами и саркофагами V-IX вв, отмечающими места захоронения многих отважных защитников крепости, павших в разные времена.

В юго-западном углу крепостной стены цитадели расположен прямоугольный проем, ведущий в угловую башню, через которую когда-то был вход на Горную стену (Даг-бары), начинавшуюся как раз от этой башни. В настоящее время сохранились лишь небольшие участки этой стены, но их изучение показало, что это было грандиозное сооружение толщиной 3 и высотой 10 метров, с многочисленными укрепленными фортами, полуфортами и прямоугольными башнями. Эта мощная линия обороны, извиваясь по сплошному горному рельефу, уходила вглубь Кавказа более чем на 40 километров.

 

Именно в Дербенте изготавливаются наши строительные материалы. Они соответствуют всем нормативным документам, что подтверждается Сертификатами соответствия.
Главная "
Hosted by uCoz